Урок №1 лекция.
Внутренняя политика Николая I
Николай I (1825–1855) вступил на престол в условиях политического и социально-экономического кризиса. Восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, и сложная ситуация в государстве требовали от Николая I проведения жесткого курса внутренней политики, направленного на укрепление самодержавной власти. Вместе с тем он прекрасно понимал, что реформы в России необходимы, но старался осуществить неторопливое и консервативное их проведение. В этом заключалась сущность политики царя.
Одной из главных целей политики Николая I было усиление самодержавия, распространение власти императора на максимально широкую сферу деятельности государственного управления. Для реализации этой цели прежде всего была проведена реорганизация высших государственных учреждений.
В соответствии с указами 1826 г. повышалась роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии в деле государственного управления, его правового обеспечения и ужесточения политического сыска. Канцелярия была разделена на отделения по направлениям деятельности.
В функции I отделения канцелярии входила ежедневная подготовка бумаг для докладов императору. Обязанности II отделения канцелярии заключались в законотворческой деятельности. Его главной задачей стала систематизация и кодификация законов.
Особая роль в структуре канцелярии отводилась III отделению, которое возглавило политическую полицию страны. Одним из инициаторов его создания и ответственным за его деятельность был А.Х. Бенкендорф.
События 14 декабря 1825 г. оказали огромное влияние на организацию политической полиции. Самое невинное проявление общественной инициативы казалось Николаю I опасным, ему чудился призрак революционного выступления. Вследствие этого в стране установился усиленный полицейский контроль.
Идеалом государственного управления стали военные порядки со строгой дисциплиной и ответственностью, так же как в свое время для Петра I. Николай I стремился распространить эти принципы на все сферы общества. Отсюда – военизация управления государством. Военные стали управлять сугубо гражданскими ведомствами (лесными, горными), 41 из 53 российских губерний возглавляли военные губернаторы.
Николай I, понимая несомненную ценность просвещения для развития страны, жестко поставил его под свой контроль, имея вполне конкретную цель – создание такой системы образования и воспитания, которая исключала бы возможность развития революционных настроений и обязательно была направлена на формирование верноподданнических и охранительных взглядов. Исполнителем этого курса стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Именно он в 1834 г. создал теорию официальной народности «православие—самодержавие—народность», ставшую идеологической основой всей системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX в. В период правления Николая I увеличилось число гимназий и уездных училищ, количество учащихся в них.
Но наряду с этим в 1835 г. был принят новый университетский устав, значительно ограничивший их автономию. По уставу 1804 г. во главе управления образованием в провинции стояли университеты. По новому уставу они отстранялись от заведования учебными делами в среднем и низшем звеньях, руководство образованием возлагалось теперь на попечителей учебных округов, большинство из которых были генералы, обладающие военно-консервативным мышлением. Министерство получило широкую возможность вмешиваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, что означало утрату их автономного устройства.
Реакционное направление политики Николая I проявилось и в других сферах культурной и духовной жизни. Так, в 1826 г. был принят новый цензурный устав, который прозвали «чугунным». Запрещалось порицать монархический строй, не допускалось религиозное вольномыслие и т. п. В 1848 г. для руководства цензурными органами был создан специальный Цензурный комитет, строго следивший за печатью и сурово каравший за малейшие, самые невинные, намеки на свободу и отступления от официального курса.
Жестоко расправилось царское правительство с раскольниками и сектантами (духоборами, молоканами и др.), считавшимися вредными для общества элементами. Отступление от православной веры стало рассматриваться как уголовное преступление.
Подавление польского восстания 1830–1831 гг. позволило Николаю I уничтожить элементы представительства и конституционализма в Польше. В 1832 г. Царство Польское было объявлено «неотъемлемой частью» Российской империи, а российский император автоматически становился польским королем. Парламент (Сейм) прекращал свое существование, распускалась польская армия. Управление Польшей возлагалось на Административный совет, который возглавлял наместник, назначаемый российским царем.
Для укрепления самодержавия Николай I стремился консолидировать его важнейшую опору – дворянство. Согласно манифесту 1831 г. для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представителей на сословные и административные должности, повышались нормы имущественно ценза. Отныне непосредственно в выборах могли принимать участие только те, кто имел в пределах губернии 3 тыс. десятин земли или не менее 100 душ крепостных. Дворяне, владевшие меньшим имуществом, могли выбирать только уполномоченных, а имевшие 5 душ или менее 150 десятин земли вообще к выборам не допускались.
Ужесточался также регламент присвоения дворянских званий (ценз повышался с VIII до V класса). Для того чтобы закрыть путь в ряды дворянства выходцам из других сословий (купечество, духовенство) и лицам, получившим образование, а в то же время как-то поощрить наиболее активную их часть, в соответствии с законом 1832 г. учреждается новое сословие – потомственные и личные почетные граждане.
В 1845 г. вновь запрещалось дробление помещичьих наделов при наследственной передаче.
Все эти меры в сословной политике Николая I были направлены на усиление позиций наиболее богатой, консервативно-привилегированной части дворянства.
В результате очень жесткой внутренней политики император укрепил и стабилизировал государственную систему России. При этом самодержавие должно было опираться на прочную правовую основу, поэтому Николай I придавал большое значение кодификации[8] законов. В 1830 г. комиссия М.М. Сперанского завершила работу над Полным собранием законов Российской империи в 45 томах, включавшим в себя все законодательные акты, изданные с 1649 по 1825 г. Свод законов в 15 томах, принятых уже при Николае I, вышел в 1839 г.
Впервые в России была проделана гигантская систематизационная правотворческая работа, поднявшая роль права в обществе и заложившая основы будущей судебно-правовой реформы.
Наиболее успешные преобразования проводились в экономико-финансовой сфере.
Неоценимую роль в этом сыграл реформатор консервативного толка Е.Ф. Канкрин, бывший с 1823 по 1844 г. министром финансов России. Он был сторонником покровительства отечественной промышленности за счет протекционистских таможенных пошлин. Канкрин активно способствовал улучшению организации торговли. Ему удалось добиться пополнения казны за счет введения новых податей и сборов. Венцом его обширной деятельности стала масштабная финансовая реформа 1839–1844 гг.
Денежная реформа была направлена на укрепление положения российского рубля и стабилизацию финансовой системы страны. Впервые в России главной платежной монетной устанавливалась серебряная (российской чеканки) монетная единица – серебряный рубль. А государственные ассигнации (бумажные деньги) становились вспомогательным знаком ценности. Теперь все сделки частных лиц и казны должны были заключаться на серебряной основе. Казначейство обязывалось обменивать ассигнации на серебро.
В целом реформа прошла успешно, и финансовая система устойчиво действовала до Крымской войны.
Главным, конечно, оставался крестьянский вопрос. Им занималось множество секретных комитетов, создаваемых по указам императора с целью выработки вариантов постепенного облегчения участи крестьян с перспективой отмены крепостного права в будущем. Но решить основную проблему российской действительности так и не удалось.
Очень скоро в секретных комитетах перестали обсуждать проблемы глобальной отмены крепостного права, а рассматривали вопросы по упорядочению отношений между крестьянами и помещиками, улучшению управления удельными и государственными крестьянами, что не создавало угрозы недовольства со стороны помещиков.
В 1837–1841 гг. под руководством П.Д. Киселева была осуществлена реформа управления государственными крестьянами. Было введено крестьянское самоуправление, крестьяне избирали должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских); увеличивались наделы малоземельных крестьян; упорядочивалось налогообложение; строились дороги, увеличилось число школ и медицинских пунктов, улучшалась агротехника и т. п.
В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому помещики добровольно могли предоставлять крестьянам личную свободу при условии аренды ими земли и четких повинностях. Указ не имел серьезных практических последствий.
В 1844 г. помещикам было дано право за выкуп отпускать дворовых крестьян на волю.
Таким же образом могли получить свободу дворовые владельцев имений, заложенных в кредитных учреждениях. В 1847 г. крестьянам была дана возможность выкупаться с землей целыми семьями в случаях, когда имения продавались с торгов за долги.
Все послабления относительно положения крестьян закончились в 1848 г., когда мощные революционные события охватили Европу и Николай I под их влиянием прекратил всякие, даже непоследовательные, попытки преобразований в этом направлении.
Общественное движение 1830–1850-х гг
Во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм, революционно-социалистический радикализм.
Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. Идеологом идейной концепции консерваторов был министр народного просвещения граф С.С. Уваров. В его теории официальной народности выделялись три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада: православие как основа духовной жизни и церковь как опора самодержавия; самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления; народность как духовное единение народа с царем.
Приверженцами этой теории были историки Н.М. Карамзин и М.П. Погодин, литераторы Ф.В. Булгарин и М.Н. Загоскин и др.
Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция существующему режиму по-прежнему пыталась противостоять ему, что проявлялось в деятельности в конце 1820-х – 1830-х гг. различных по составу и идейной направленности кружков (кружок братьев Критских, кружок Н.В. Станкевича, кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева и др.), обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем; в виде сложившихся во второй половине 1830-х гг. либеральных течений западников и славянофилов; в формировании революционно-социалистического направления общественной мысли.
Славянофильство возникло как своего рода реакция на распространение среди российского дворянства «слепого подражания» Западу. Славянофилы (братья П.В. и И.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, философы Ю.Ф. Самарин и А.С. Хомяков и др.) защищали идею о великой исторической миссии России. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оценивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественного устройства России они считали православие, самодержавие и народность, осуждая при этом самодержавный деспотизм и рассматривая православие как образ мышления народа. Многие размышления славянофилов о патриотизме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют и в наши дни свою актуальность и значимость.
В отличие от славянофилов западники (историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, литераторы П.В. Анненков и И.С. Тургенев, юрист К.Д. Кавелин) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидировано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью».
Несмотря на имевшие место разногласия, и западники, и славянофилы любили Россию и верили в нее; и те, и другие отрицательно относились к крепостному праву и считали необходимым постепенное проведение реформ, инициатором которых должна была выступить верховная власть. За свои взгляды представители этих направлений либерального движения подвергались гонениям со стороны правительства.
На формирование западнической и славянофильской идеологий значительное влияние оказал П.Я. Чаадаев, который первым остро поднял вопрос о судьбе России и ее историческом месте. По мнению П.Я. Чаадаева, Россия – не Запад и не Восток. Россия – целый особый мир. Подвергая Россию своего времени самой жестокой критике, он был страстным патриотом своей страны и верил в ее потенциальные силы. Критика крепостничества, царизма, теории официальной народности получила отражение в «Философическом письме», опубликованном в 1836 г., за которое П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и отдан под полицейский надзор.
Революционеры-демократы (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский) разделяли некоторые идеи западников, но в целом выступали против буржуазно-либеральной идеологии. Они развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции.
А.И. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину – готовую ячейку социалистического общества. В качестве главных условий построения социалистического общества в России он считал отмену крепостного права и ликвидацию самодержавия.
В 1840-е гг. с критикой российской действительности и программой революционного преобразования страны выступал популярный литературный критик В.Г. Белинский, видевший ее возрождение «в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждения в русском народе чувства собственного достоинства, правах и законах, сообразных со здравым смыслом и справедливостью, необходимости гарантий для личности, чести и собственности».
Заметную роль в революционном движении в 40-е гг. XIX в. играл кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Члены этого кружка, среди которых были писатели М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский, пианист А.Г. Рубинштейн и др., увлекались идеями А. Сен-Симона, Ш. Фурье, а также декабристов, В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Петрашевцы пропагандировали необходимость уничтожения помещичьего землевладения и бесплатную передачу земли крестьянам. Как и другие представители революционно-демократического течения, они считали революцию, а не реформирование «сверху» целесообразным способом социалистического переустройства. Петрашевцы выступали за демократию, установление республиканского правления, политические свободы, ликвидацию национального гнета. В 1849 г. кружок был разгромлен; 21 участника приговорили к расстрелу, затем замененному каторгой.
Таким образом, разочаровавшись в возможности сотрудничества власти и общества, оппозиционно настроенные представители российской интеллигенции встали на путь борьбы за революционно-радикальное развитие России.
Тест
1. Что было основной чертой правления Николая I?
А) Ослабление
централизации управления страной
Б) Введение
свободы слова и печати
В) Опора
власти на представителей третьего сословия
Г) Расширение
функций Собственной Его Императорского Величества канцелярии
2. Кто выступал за сохранение крепостного права и самодержавия?
А) Либералы
Б) Декабристы
В) Консерваторы
социалисты
3. Сходство во взглядах славянофилов и западников состояло в том, что и
те и другие:
А) Признавали
православие главной ценностью России
Б) Отрицательно
относились к революции
В) Выступали
за созыв Земского собора
Г) Считали,
что Россия будет развиваться самобытным путем, отличным от европейского
4. К чему привели меры Николая I в области просвещения и
печати:
А) К
увеличению числа газет и журналов в России?
Б) К
усилению влияния идей западноевропейских мыслителей
В) К
ограничению возможности получить образование крепостным крестьянам
5. Установите соответствие:
Направление общественной мысли
|
Основные положения
|
1. Славянофилы
2. Западники
3. социалисты
|
А. необходимо сохранить помещичье землевладение
Б. главной ячейкой нового общества станет крестьянская община
В. отрицательная оценка реформ Петра I
Г. Петр великий сделал Россию частью европейской цивилизации
|
6.В годы правления императора Николая I
А. издан указ "о вольных
хлебопашцах"
Б. создан Государственный Совет
В. создан Свод Законов Российской
империи
Г. издан указ "об обязанных
крестьянах"
7. Усовершенствование системы государственного управления при
Николае I привело к :
А. создание представительного органа
Б. усиление роли сената
В. усиление самодержавной власти и
бюрократизации управления
Г. демократизация и децентрализация
8. Проведение реформы учебных заведений свидетельствовало о стремлении
Николая I
ввести всеобщее среднее образование
ослабить позиции дворянства
увеличить самостоятельность школ и университетов
пресечь развитие революционных настроений в обществе
изменить государственный строй
9. Как называлось в России первой половины XIX в. сословие обладающее
монопольным правом на владение крепостными крестьянами?
А. Мещане
Б. Купцы
В. Бояре
Г. Дворяне
10. Что из названного произошло в царствование Николая I
А. составление "Свода законов
Российской империи"
Б. учреждение военных поселений
В. основание Царскосельского лицея
Г. продажа Аляски США
Урок №2 лекция.
Движение декабристов и общественное движение во второй четверти XIXвека
Первые декабристские организации.
Союз Спасения (1816-1817гг.), первоначально в него входило 10-12
человек (братья Муравьевы – Апостолы, Трубецкой, Якушкин), создан был по типу
масонского ордена, имел строго конспиративный характер Основными целями его
были уничтожение самодержавной формы правления и введение Конституции,
ликвидация крепостного права.
В целом они занимались чисто просветительской деятельностью (публикация переводов произведений французских мыслителей с целью воздействия на общественное мнение и т.д.), союз распался из-за разногласий по поводу программы и методов борьбы.
Союз Благоденствия (1818 – 1821гг.)
В него входило более двухсот человек, цели – те же, методы изменились: помимо воздействия на общественное мнение применялась политика “гувернаментализма” – проникновение в аппарат власти, а также организация школ самообразования для солдат (“ланкастерские школы”).
В 1821г. Союз Благоденствия раскололся на две части: Южное и Северное общества.
Сравним программы Северного и Южного обществ:
В целом они занимались чисто просветительской деятельностью (публикация переводов произведений французских мыслителей с целью воздействия на общественное мнение и т.д.), союз распался из-за разногласий по поводу программы и методов борьбы.
Союз Благоденствия (1818 – 1821гг.)
В него входило более двухсот человек, цели – те же, методы изменились: помимо воздействия на общественное мнение применялась политика “гувернаментализма” – проникновение в аппарат власти, а также организация школ самообразования для солдат (“ланкастерские школы”).
В 1821г. Союз Благоденствия раскололся на две части: Южное и Северное общества.
Сравним программы Северного и Южного обществ:
“Русская
правда”
Пестеля (Южное общество) |
“Конституция”
Н. Муравьева (Северное общество) |
1)
Будущая форма правления
|
|
Республика
|
Конституционная
монархия
|
2)
Будущее административно-территориальное устройство
|
|
Унитарное
государство
|
Федерация
|
3)
Решение земельного вопроса
|
|
Более
радикальное: освобождение с землей, частичная конфискация помещичьих земель,
образование двух фондов: общественного (земля распределяется всем желающим и
не может быть объектом купли-продажи) и частного (земля предназначалась для
производства “изобилия”)
|
Более
умеренное: первоначально предполагалось безземельное освобождение крестьян, а
затем - с минимальным наделом в две десятины
|
Общее
|
|
4)
ликвидация самодержавия, сословий, гражданские свободы населению;
|
|
5)
отмена рекрутского набора и военных поселений, введение всеобщей воинской
повинности
|
|
1822-1823гг. –
разработка плана военного переворота.
19 ноября 1825 г. - неожиданная смерть
Александра 1
14 декабря 1825 г. - восстание на Сенатской
площади.
Причины поражения восстания декабристов
недостаточная подготовленность;
нерешительная тактика;
узость социальной базы («страшно
далеки они от народа»).
Значение восстания декабристов:
это было первое открытое выступление
дворянства против существующего общественно-экономического строя;
первое революционное выступление в
истории России;
Николай I воспринял восстание
декабристов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что
наложило отпечаток на выбор внутриполитического курса.
Ответ на эту тему удобно построить в виде анализа трех
основных направлений общественной мысли.
1.Реакционно-охранительное направление связано с “теорией официальной народности” (Уваров, Погодин,
Шевырев). Они считали главным ориентиром развития русской культуры три взаимосвязанных
начала – «самодержавие, православие, народность».
-славянофилы (Хомяков, братья Аксаковы и
Киреевские, Самарин, Кошелев). Их главные идеи: признание исключительности и
самобытности исторического пути развития России; осуждение Петра 1 за нарушение
гармонического развития страны, насаждение бюрократизма и крепостничества,
возведение культурного барьера между дворянством и остальным населением. Идеал:
отмена крепостного права, сохранение монархии, но с созывом Земского Собора,
который бы выражал народное мнение, отрицание парламентаризма; сохранение
общины и укрепление православия – двух главных основ русского общества.
Западники (Грановский, Кавелин, Боткин,
Соловьев, Герцен на первом этапе творчества). Они выступали за западный путь
развития России, введение гражданских и политических прав и свобод человека,
парламентаризм в рамках конституционной монархии; в экономике – за
капиталистический путь развития; в сфере культуры – за дальнейшую европеизацию.
Можно выделить два крыла: умеренное и
радикальное.
Умеренное – кружок
Буташевича-Петрашевского (1845-1849гг.) – выступали за изменение
политического строя, допускали вооруженное восстание, являлись республиканцами
(их взгляды схожи со взглядами Пестеля).
Радикальное – «теория
русского общинного социализма» Герцена и Огарева, взгляды Белинского.
Предполагалась смена не только политического, но и социального строя. Главные
идеи: миновать капитализм и перейти сразу к обществу будущего - социализму,
основанному на крестьянской общине как ячейке социализма (коллективизм,
уравнительность в распределении земли, самоуправление).
Внешняя политика России во второй половине XIX века
Во внешней политики России этого периода можно выделить три основных направления:
Первое направление
– самое главное; борьба за ликвидацию последствий
Крымской войны, выход из политической и дипломатической изоляции, поиск союзников.
1863г. – восстание в Польше, его подавление силами России и
Пруссии, начало сближения России и
Пруссии.
1866г. – австро-прусская война.
1870-
1871гг. – франко-прусская война.
1871г. – Лондонская конференция, отменившая статьи договора
1856 г.
Вывод:
Россия добилась отмены невыгодных для себя условий Парижского мира, не прибегая
к военным действиям, чисто дипломатическими средствами.
1873г. – Союз трех императоров (России, Германии,
Австро-Венгрии), Россия окончательно вышла из дипломатической изоляции.
Второе
направление – борьба за усиление
влияния России на Балканах.
Центральное
событие – русско-турецкая война 1877-1878гг. (следует проанализировать
причины вступления России в эту войну, ход военных действий, условия
Сан-Стефанского мирного договора – (передача России южной Бессарабии, Карса, Ардагана,
Батума, Баязета; автономия Болгарии; независимость Сербии, Черногории, Румынии).
Лето 1878г. – Берлинский конгресс, поражение российской дипломатии,
ревизия Сан-Стефанского договора (Болгария делилась на две части: северу –
автономия, юг – в составе Османской Империи, Баязет возвращался Турции). За
оказанную поддержку Турция передала Англии Кипр, Австро-Венгрия оккупировала
Боснию и Герцеговину.
Итог: несмотря на заключение в 1881г. второго Союза трех
императоров, начинается резкое охлаждение отношений России с Германией и
особенно с Австро-Венгрией (противоречия на Балканах).
1882 г. – Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия,
Италия), направленный против Франции и частично России, начало формирования
военно-политических блоков, борющихся за сферы мирового влияния.
1891-1892гг. – военно-политический союз с Францией, противостоящий
Тройственному союзу.
3. Третье
направление – борьба с Англией за влияние в Средней Азии.
1860-е гг. – присоединение Коканда и Бухары (генерал Чернов).
1870-начало
80-х гг. – присоединение Хивинского
ханства, Мерва и Туркмении (генерал Скобелев).
1885г. – первый договор
с Англией о разделе сфер влияния в Центральной Азии (Средняя Азия –
сфера влияния России; Афганистан и Тибет – Англии).
1895г. – второй договор с Англией о разделе сфер влияния в Памирском
регионе (почти весь Памир – России, верховья Амударьи – Англии).
Вывод:
смягчились противоречия с Англией, наметилось сближение, завершившееся в 1907г.
присоединением Англии к русско-французскому союзу.
Тест
1. Назовите причину Крымской войны:
а) стремление России усилить
свое влияние на Балканах
б) рост национально –
освободительного движения в Польше
в) стремление Турции
захватить Крым
г) борьба за австрийское наследство
2. В 1875 году Россия подписала с Японией
Петербургский договор. Согласно этому документу:
а) Курильские острова
признавались владением России;
б) Северная Корея
признавалась зоной русских экономических интересов;
в) остров Сахалин отходил к
России;
г) Курильские острова были
поделены между Россией и Японией.
3. В 1878 году после победоносного окончания
русско-турецкой войны был подписан мир, получивший название
а) Адрианопольский;
б) Ясский;
в) Бахчисарайский;
г) Сан- Стефанский.
4. В 1878 году после
победоносного окончания русско-турецкой войны был подписан мир, одним из
условий которого было признание независимости
а) Валахии;
б) Грузии;
в) Румынии;
г) Болгарии.
5. В 1878 году после победоносного
окончания русско-турецкой войны был подписан мир, согласно которому Болгария
получала статус
а) ассоциированного с Россией
государства;
б) автономного княжества;
в) автономного царства;
г) великого герцогства.
6. В 1878 году после
победоносного окончания русско-турецкой войны был подписан мир. Однако ряд
европейских держав потребовал его пересмотра. Наиболее активно этого требовала
а) Великобритания;
б) Соединенные Штаты Америки;
в) Италия;
г) Германия.
7. В 1878 году после
победоносного окончания русско-турецкой войны был подписан мир. Однако ряд
европейских держав потребовал его пересмотра на международном конгрессе
а) Лондонском;
б) Константинопольском;
в) Берлинском;
г) Парижском.
8. В 1878 году после победоносного
окончания русско-турецкой войны был подписан мир. Однако ряд европейских держав
потребовал его пересмотра на международном конгрессе, на котором интересы
России представлял канцлер
а) Бестужев;
б) Воронцов;
в) Шувалов;
г) Горчаков.
Урок №9 лекция.
Культура XIX века.
Были открыты консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и д.р.
Культура XIX века.
Просвещение.
• Научные, технические, литературные, Краеведческие музеи (Русский в Санкт-Петербурге, собрание русской живописи в Москве)
• Библиотеки и читальные залы при земствах, учебных заведениях, музеях
• Книгопечатанье ( И.Д.Сытин «библиотека для самообразования»,Ф.Ф.Павленков « Научно-популярная библиотека по естествознанию»)
• Вечерние народные университеты (например, им. А. Л. Шанявского в Москве в 1908 г.)
• Народные дома (библиотеки, лекции, концерты)
• Бесплатные воскресные школы для взрослых
• Рабочие курсы
Образование
1. Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы)
2. Среднее (гимназии и реальные училища)
3. Высшее (120 университетов и институтов, в них обучалось 130 тысяч студентов
Науки
Наука
|
Ученые
|
Труды и экспедиции
|
История
|
С. М. Соловьев
В.О. Ключевский
П.Н. Милюков
|
«История России с древнейших времен»
«Курс русской истории»
Работы по истории России XVIII-XIX
|
География
|
Н.М.Пржевальский
Н.Н. Миклухо- Маклайн
|
В центральную Азию
В Юго-Восточную Азию, Австрию, Океанию.
|
Философия
|
В.С.Соловьев
Н.А,Бердяев
П.А.Флоренский
|
«Оправдание добра»
«Философия свободы»
«Столп и утверждение истины»
|
Биология
Медицина
|
К.А. Тимирязев
И. И. Мечников
И. П. Павлов
|
Физиология растений
Фагоцитарная теория иммунитета
Учение о Высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения
|
Физика
Механика
|
К.Э. Циолковский
Н. В. Жуковский
А. С. Попов
|
Ракетодинамика
«отец русской авиации»
Радио
|
Математика
|
П. Л. Чебышев
С.В. Ковалевский
|
Теория чисел
Теория вероятности
|
Химия
|
Д. И. Менделеев
Н.Д. Зеленский
|
Периодический закон химических элементов
Учение об органическом катализе
|
Литература
Направление
|
Традиции
|
Представители/Примеры
|
Критический реализм
|
Гуманизм, народность, гражданственность
|
И.С,Тургенев
Н.А.Некрасов
Ф.М.Достоевский
И.А.Гончаров
|
Модернизм
|
Интерес к личности, ее внутреннему миру, культ красоты и экзотики, поиск новых изобразительных средств и форм
| |
Символизм
|
Художественное выражение по средством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия
|
А.А. Блок
К.Д. Бальмонт
В.Я. Брюсов
|
Акмеизм
|
Освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённый метафоричности, возврат к материальному миру, к стихии «естества», точному значению слова
|
Н.С.Гумелев
А.А.Ахматова
О.Э. Мандельштам
|
Футуризм
|
Стремление создать искусство будущего: отрицается традиционная культура, культивируется урбанизм, сочетается документальный материал и фантастика, разрушается естественный язык
|
В.В.Хлебников
В.В.Маяковский
Саша Черный
|
Музыка
Могучая кучка
М. А. Балакирев
(1836-1910)
|
Увертюра на темы трех русских песен, симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», романсы, сборник русских народных песен
|
М.П. Мусоргский
(1839 – 1881)
|
Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», цикл «Картинки с выставки», песни «Калистрат».
|
А.П. Бородин
(1833-1887)
|
Опера «Князь Игорь»,» 2-ая богатырская симфония», песни вокальной лирики
|
Н.А. Римский- Корсаков
(1844- 1908)
|
15 опер : «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок»
|
Ц. А. Кюи
(1835-1918)
|
Оперы «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», романсы, музыкальная картина
|
А.Г. Рубинштейн
|
1859- русское музыкально общество
|
М.А. Балакирев
Г.Я.Ломакин
|
1860-е гг. : бесплатная музыкальная школа
|
Были открыты консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и д.р.
Кино
1896
|
Первая демонстрация кинофильмов в Москве и Санкт-Петербурге
|
Известные деятели
Режиссер
Я. А. Портазанов
Актеры:
Вера Холодная
Иван Мозжухин
|
1913
|
30 кинофильмов
| |
1908
|
Игровая картина «Сетенька Разин»
| |
1911-1912
|
Полнометражная лента «Оборона Севастополя»
|
Архитектура
Стили
|
Архитектор
|
Здания
|
Архитектурная эклектика (смешение стилей)
|
А.И. Резанов
|
Дворец в кв.Владимира Александровича в Санкт –Петербурге
|
Русский стиль
|
В.О. Шервуд
Д.Н. Чичагов
А.Н.Померанцев
|
Исторический музей
Городская дума
Верхние торговые ряды
|
Нерусские
|
А.В.Щумев
|
Казанский вокзал
|
Неоклассицизм
|
И.И.Рерберг
И.В.Жолтовский
|
Киевский вокзал
Музей ИЗО
Госбанк
|
Скульптура
М.М. Антокольский
|
«Иван Грозный»
«Ермак» «Петр I»
«Нестор-летописец»
|
М.О. Микешин
|
Памятники : «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге и Екатеринодаре, Б.Хмельницкому в Киеве
|
А.М.Опекушин
|
Памятник А.С.Пушкину
|
Художники
Направление
|
Принципы
|
Художники
|
Реализм
|
• Объективное отражение существенных сторон жизни
• Воспроизведение типичных характеров
• Интерес к проблеме «личность и общество»
|
И.Н.Крамской
Г.Г. Мясоедов
В.Г.Перов
Члены «Артели»
|
Импрессионизм
|
• Стремление запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости
• Новые приемы использования красок для получения зрительного эффекта
|
К.А.Коровин
И.И.Левитан
|
Объединение
«Мир искусства»
|
Индивидуализм, свобода искусства от социальных и политических проблем. Главное- красота и традиции русской национальной красоты
|
А.Н. Бенуа
И. Э. Грабарь
К. А. Сомов
|
Авангард
|
Искусство «чистых» форм и внешней беспредметности
|
К. С. Малевич
М. З. Шагаль
Р. Р. Фальк
|
Сочетание русских художественных традиций с новыми изобразительными формами
|
М. А. Врубель
Б. М. Кустодиев
И. Я. Билибин
|
Значение Серебряного века в Культуре истории России
- Исследования русских ученых были выдающимся в мировой науке;
- Имена русских путешественников были занесены на географическую карту мира;
- Русская литература занимала авангардное место в мировой литературе, т.к. отличалась высокими гуманистическими идеалами, гражданственностью, чувством нациольного самосознания, поисками социальной справедливости;
- В изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали влияние на развитие мирового искусства;
- Русская культура получила мировое признание, и имена выдающихся ее представителей вошли в золотой фонд мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий