ТЕМА 6.1. Россия в I-й половине XVIII века

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: Россия в период реформ Петра I

1.  Отметьте мероприятие внутренней политики Петра  I.
1)  создание коллегий
2)  открытие Славяно-греко-латинского училища
3)  ликвидация местничества
4)  ликвидация Земского собора
2. Какой документ был издан в годы правления Петра I?
1)  Синопсис
2)  Домострой
3)  Табель о рангах
4)  Соборное уложение
3.   Основная   территориально-административная   единица    России   в ходе реформы Петра I называлась
1)  уездом
2)  губернией
3)  пятиной
4)  гетманством
5.  Сословный орган,  созданный Петром I для управления городами,
назывался
1)  дума
2)  магистрат
3)  губная изба
4)  совет
6. Расположите в хронологической последовательности события.
1)  прекращение патриарших выборов
2)  начало строительства Петербурга
3) взятие Азова
 4) создание потешных полков
7. Прочитайте фрагмент из сочинения историка С.Ф. Платонова:
«Нравы этой эпохи и особенно­сти окружавшей Петра среды обусловили не­сколько грубоватый характер веселых отдохно­вений Петра. Не довольствуясь семейными вече­ринками в ... слободе, Петр любил кутнуть в холо­стой компании. С этой компанией Петр устраивал иногда сумасбродные забавы (например, пуб­лично в 1694 г. отпраздновал свадьбу шута Тур­генева с шутовским церемониалом). На святках с ней Петр ездил веселиться в дома своих при­дворных». На месте пропуска вставьте слово.
1)      Немецкой
2)     Стрелецкой
3)     Кожевенной
4)     Хамовной
8. Установите соответствие между коллегиями и их функциями.
КОЛЛЕГИЯ
1)     Штатс-коллегия
2)     Иностранная коллегия
3)     Адмиралтейская коллегия
4)     Вотчинная коллегия
ЗАНЯТИЯ
А) учет расходов казны
Б) ведение дипло­матических пе­реговоров
В)     набор рекрутов
Г) контроль за по­местными зем­лями и крепост­ными
Д)    организация флота
9. Установите соответствие между понятиями и оп­ределениями. Полученный ответ впишите в таб­лицу:
ПОНЯТИЯ
1)   протекционизм
2)   ассамблеи
3)   рекруты
4)   меркантилизм
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А)   право государства распоряжаться опре­деленными товарами
Б)   регулярные войска
В)   политика защиты внутреннего рынка страны от конкурен­ции иностранцев
 Г)   собрания-балы для аристократов
Д)   превышение вывоза над ввозом товаров
10. Верны ли следующие утверждения?
А. При Петре I был учрежден Правительствующий Сенат во главе с генерал-прокурором.
Б. В 1708 г. Россия была разделена на крупные административные единицы-уезды.
1)      верно только А
2)     верно только Б
3)     верны оба утверждения
4)     оба утверждения неверны
11. Какие новые государственные органы и должно­сти появились в России при Петре I?
А)      губернаторы
Б)     Синод
В)      воеводы
Г)      магистраты
Д)     приказы
12. Историк С.Ф. Платонов писал о военной реформе Петра I:
«Петр видоизменил организацию войск. Воспользовавшись старым военным материалом, он сделал регулярные полки господствующим, да­же исключительным типом военной организации (только малороссийские и донские казаки сохра­нили старое устройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять вой­ска. Только в этом отношении он и может считаться творцом новой русской армии. Как именовалась воинская повинность, введенная Петром I?
1)     стрелецкая
2)     казачья
3)     рекрутская
4)     даточная
13. Какой основной налог с податных сословий был введен при царе Петре в 1724 г.?
1)      посошное обложение
2)      налог на соль
3)      подушная подать
4)      государево тягло
14.    Когда был создан Сенат?
1) в 1697 г.         2) в 1702 г.         3) в 1711 г.         4) в 1721 г.
31.  На сколько губерний была разделена Россия согласно Об­ластной реформе?
1)на 8
2) на 15
3) на 25
4) на 50
15. Что такое протекционизм?
1) поощрение развития промышленности и торговли при со­блюдении активного внешнеторгового баланса, преоблада­ний вывоза товаров из страны над их ввозом
2) политика государства, направленная на защиту отечествен­ной промышленности путем введения высоких таможен­ных пошлин на импортируемые товары
3) защита границ государства с помощью военной силы
4) государственное регулирование мануфактурного производ­ства
16.  Церковная реформа Петра I привела к
1) повышению   самостоятельности    Русской   православной церкви
2)  подчинению церкви государству
3) слиянию православной и католической церквей на терри­тории России
4) выборам нового патриарха на церковном Соборе
17. Два царя, Иван и Пётр, оказались на русском престоле
1) в результате восстания стрельцов
2) согласно завещанию Алексея Михайловича
3) по решению царя Федора Алексеевича
4) после свержения власти царевны Софьи
18. Прочитайте отрывок из обращения Сената и укажите дату, когда оно было принято.
«Всемилостивейший государь! Понеже труды Вашего Ве­личества в произведении нашего отечества и подданного ва­шего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству, яко самодержцу, вся [власть) принадлежит, однакож в показание и знак на­шего истинного признания... помыслили мы... принесть свое прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого...»
1)1709 г.           2) 1711 г.            3) 1721 г.            4) 1724 г.
19. Что стало причиной принятия Петром I Указа о престоло­наследии?
1) большое число иноземных претендентов на русский пре­стол
2) необходимость ввести порядок наследования по прямой линии среди сыновей Петра I
3) желание царя, чтобы престол наследовался только по муж­ской линии
4) борьба Петра I с сыном царевичем Алексеем, вокруг кото­рого группировалась оппозиция
20.  Когда Петр I стал самостоятельным правителем?
1) в 1682 г.     2) в 1689 г.         3) в 1695 г.         4) в 1700 г.
21.  Перепись населения 1710 г. привела к
1) введению рекрутской повинности
2)  введению подушной подати
3)  введению подворной подати
4) распространению налогообложения на женщин
22. Установите соответствие между промышленными центрами и их специализацией.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР
А. Санкт-Петербург
Б.Урал
В. Москва
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
1) Машиностроение
2)  Металлургия
3) Текстильное и парусно-полотняное производство
4) Судостроение
23. Из записок Е.Р. Дашковой.
«Он был гениален, деятелен н стремился к совершенству, но он был со­вершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали надето разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть... Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер на­ших предков... Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он по­чти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у по­следних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средства­ми,..».
С1. О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у вла­сти?
С2. Какие качества личности правителя отмечены в тексте докумен­та? Укажите не менее двух положительных и не менее двух от­рицательных качеств.
СЗ. Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, само­бытного характера предков? Приведите не менее трёх положений.
23. Из работы И.С. Аксакова.
«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутрен­нему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык — всё было искажено, изуродовано, изувечено...»
Из сочинения С.М. Соловьева,
«Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачи­вать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился во­ждём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое по­ложение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невеже­ства, в каком она находилась до сей поры...»  
Из исторического труда В.О. Ключевского.
«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвеще­нию и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству. «Россию поднял на дыбы»...».
С1. О каком правителе идёт речь в источниках? В чём суть позиции И.О. Аксакова?
С2. На основании текста документа раскройте отношение С.М. Со­ловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений.
СЗ. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трех положений.
СЗ. Кто из русских монархов отменил этот закон? Какие законы, при­нятые в то же время, тесным образом примыкали к указанному документу? Назовите не менее двух законов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий